Формирование гражданственности и патриотизма в учреждениях образования и в условиях семейного воспитания
Формирование гражданственности и патриотизма в учреждениях образования и в условиях семейного воспитания
"Приоритеты воспитания детей дошкольного возраста закреплены в Кодексе; Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 г. № 773); Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82); Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг. (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 312), иных нормативных правовых актах.
Важнейшим показателем сформированности у воспитанников гражданственности и патриотизма является знание государственной символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения.
Изучение государственной символики в учреждениях образования осуществляется с учетом возрастных познавательных особенностей воспитанников.
Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает средней группе воспитанников (от 4 до 5 лет) в рамках реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» формирование представлений о государственных символах Республики Беларусь, государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях, основных достопримечательностях малой родины и города Минска – столицы Республики Беларусь и др.; в старших группах воспитанников (от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет) – о Государственном флаге Республики Беларусь как одном из национальных символов, элементах Государственного герба Республики Беларусь, формирование гордости и уважения к государственным символам Республики Беларусь, осознание себя гражданином Республики Беларусь, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь и др.
Решение вышеназванных задач будет наиболее эффективным в случае интеграции содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования: «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература» и др.
Воспитание у детей дошкольного возраста уважения к государственным символам Республики Беларусь рекомендуется осуществлять как в специально организованной деятельности, регламентированной типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие), типовым учебным планом специального образования на уровне дошкольного образования, так и в нерегламентированной деятельности воспитанников.
Для ознакомления воспитанников с государственной символикой целесообразно использовать следующие методы и приемы:
рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием педагогического работника, объяснением элементов государственных символов, что позволит ребенку более четко увидеть детали и различать их;
рассматривание предметов с изображением Государственного герба Республики Беларусь (обложка паспорта, свидетельство о рождении, марки, правительственные награды (при встречах с ветеранами войны и труда и др.));
привлечение внимания воспитанников к изображениям символов нашего государства, встречающимся в повседневной жизни; приобщение их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным символам Республики Беларусь;
объяснение воспитанникам содержания Государственного гимна Республики Беларусь; прослушивание гимна в сочетании с предварительным комментарием педагогического работника о том, как нужно вести себя во время звучания (исполнени) гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы);
беседы с воспитанниками о том, где и когда используется государственная символика (например, в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь);
наблюдение во время прогулок и экскурсий за изменениями в своем населенном пункте накануне дней государственных праздников и праздничных дней с дальнейшим обсуждением впечатлений воспитанников и др.
В целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа 2022 год проходит под знаком Года исторической памяти.
Учебной программой дошкольного образования предусмотрено формирование у воспитанников старших групп (от 5 до 6 лет; от 6 до 7 лет) представлений:
о достопримечательностях столицы Республики Беларусь (например, Белорусский государственный музей истории Великой отечественной войны) и малой родины,
скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях (например, памятниках, мемориальных и историко-культурных комплексах), возведенных на территории нашей страны и посвященных событиям Великой Отечественной войны (например, мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», монумент Победы, мемориальный комплекс «Курган Славы», «Прорыв», историко-культурный комплекс «Линия Сталина»);
людях, прославивших Беларусь и др.
Следует отметить, что объекты достопримечательностей Республики Беларусь, произведения художественной литературы по ознакомлению с Великой Отечественной войной педагогические работники могут определять самостоятельно с учетом ресурсных возможностей учреждения образования, его территориального расположения.
С целью повышения уровня ответственности за настоящее и будущее страны, недопустимости геноцида в образовательном процессе учреждений образования следует применять разные формы организации воспитанников (занятия, игры, экскурсии, образовательные проекты и др.), методы и приемы (беседы, чтение произведений художественной литературы и др.), обеспечивающие формирование:
уважения и толерантного отношения к представителям разных национальностей, беженцам, живущим в Республике Беларусь, их культуре и традициям;
представлений о других странах и народах, их многообразии, особенностях их культуры, нормах поведения в разных культурах; уважения к национальным культурам других людей, миролюбия;
осознания того, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – наш общий дом;
осознания общечеловеческих и национальных ценностей и др.
Обращаем внимание, что формирование основ гражданственности и патриотизма осуществляется в тесном сотрудничестве педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников. На ярких примерах своей жизни, труда, отношения к государству взрослые демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и общество в целом. Формами взаимодействия учреждения образования и семьи могут быть проведение консультаций по вопросам патриотического воспитания детей в семье, совместных праздников, экскурсий, реализация образовательных проектов и др.
В этих целях приказом Министра образования № 368 от 25.05.2022 «О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию» определено, что в учреждениях образования необходимо организовать на постоянной основе проведение торжественных линеек с обязательным прослушиванием (исполнением) Государственного гимна Республики Беларусь, поднятием (выносом) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения образования (на площадке с установленным флагштоком) в дни государственных праздников и общереспубликанские праздничные дни (День народного единства, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День Конституции, День труда, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики). В случае, если государственный праздник или праздничный день является нерабочим днем, торжественное мероприятие проводится в последний рабочий день до установленной даты государственного праздника, праздничного дня."
Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования Республики Беларусь
«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В 2022/2023 УЧЕБНОМ ГОДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»