Инклюзивное образование
Система обучения ”PECS“, как метод коррекции трудностей в общении детей с аутизмом, посредством альтернативной аугментативной коммуникационной технологии
Среди зарубежных технологий, направленных на подготовку детей с аутизмом к включению в образовательный процесс, широко используется технология ”Альтернативная аугментативная коммуникация“ (далее ААС). ААС — это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям. Технология ААС формирует у детей с нарушениями речи новые навыки общения с использованием специальных средств: устройств разной степени технологичности от самых простых (жесты, картинки, коммуникативные книги), до реализованных на современных гаджетах (коммуникаторы, устройства воспроизводящие речь), которые используются, чтобы передать или получить сообщения. Эти же навыки осваивает и социальное окружение ребенка — педагоги, родители, сверстники. Обучение осуществляется индивидуально и в группе. Одна из основных задач — это развитие поведенческих и учебных навыков, необходимых для включения в общеобразовательное пространство. Технология ААС стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи. Доказано, что применение альтернативных способов коммуникации очень эффективно для тех, кто не умеет разговаривать. Ведь если человек не владеет речью, он может вести себя агрессивно, не имея иной возможности поведать о своих эмоциях. Использование альтернативных способов коммуникации помогает ему общаться с другими.
ААС в инклюзивном образовании могут использоваться в следующем качестве:
- как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью. В этом случае их задача — сохранить мотивацию и желание общаться;
- как средство постоянного общения для лиц, неспособных говорить и в будущем;
- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий);
- как этап в освоении чтения.
Коммуникация является важным функциональным навыком, которому можно обучить любого ребенка. Аутизм исключением не является. В этом случае специалисты рекомендуют начинать использовать ААС как можно раньше. Не стоит терять время, дожидаясь пока у ребенка с диагнозом аутизм разовьется речь. Важно развивать другие навыки коммуникации.
Система ”PECS“ является одним из методов альтернативной коммуникации с помощью символов. Ее разработали Лори Фрост и Энди Бонди в конце 80-х гг. в США, как альтернативную систему коммуникации для людей с аутизмом. В ее основу легли принципы из прикладного анализа поведения. Идея системы ”PECS“ – подвести людей к тому, чтобы коммуникация исходила от них самих. Многим неговорящим сложно привлечь соответствующее внимание окружающих к своим потребностям и желаниям. Система ”PECS“ призвана научить их самостоятельно инициировать и вступать в коммуникацию с другими людьми. Данный метод карточек и коммуникаторов ”PECS“ не является просто работой с картинками, он учит социальному взаимодействию. Действуя согласно системе, взрослые обучают ребенка выражению его потребностей и желаний.
Как правило, с этой системой начинают знакомить детей с аутизмом младше 5 лет, но со временем применение системы ”PECS“ распространилось на детей школьного возраста и взрослых с различными расстройствами (с нарушениями развития и множественными нарушениями, церебральным параличом, глухотой и др.).
Система ”PECS“ содержит 6 этапов обучения, а также ряд предписаний по поводу включения в процесс.
На первом этапе осуществляется физический обмен картинки на предмет. Два педагога и один обучающийся находятся в помещении. Обучающийся сидит за столом, за ним располагается ассистент (педагог или родитель). Другой коммуникативный партнер (педагог) сидит напротив. На столе лежат любимый предмет обучающегося (сладости, напиток, игрушка) и картинка с изображением данного предмета.
На втором этапе обучающийся должен действовать спонтанно. Но здесь уже требуется помощь только одного партнера. Обучающийся идет к коммуникативной таблице или книге, извлекает небольшую картинку, подходит к коммуникативному партнеру и вручает ему картинку. В коммуникативной книге закреплены на липучке все уже заученные до этого момента картинки.
На третьем этапе речь идет о выборе из двух-трех различных картинок. Обучающийся должен потребовать желаемую вещь, он подходит к коммуникативной доске или книге, выбирает из набора соответствующую картинку, идет к коммуникативному партнеру и вручает ему. На коммуникативной доске должны находиться к этому моменту только 2 картинки: одна – с любимой вещью (например, печенье), вторая – с нелюбимой (например, горчица). В комнате находится только любимая вещь. Если обучающийся выбирает карточку с печеньем, партнер показывает обычную реакцию. А если обучающийся выбирает карточку с горчицей, то партнер говорит: ”Увы, но у меня такого нет!“ Важно, чтобы карточки на коммуникативной доске всегда находились в различных местах и соответственно в различной последовательности, чтобы обучающийся действительно учился выделять картинки. Для тренировки можно также вначале использовать не желаемую вещь и давать обучающемуся в приведенном примере баночку горчицы.
На четвертом этапе на первый план выносится структура предложения. К началу этого этапа обучающиеся используют, как правило, 12–20 картинок для коммуникации. Обучающийся должен потребовать присутствующие и отсутствующие вещи, используя предложение, состоящее из нескольких слов. При этом он берет из своей коммуникативной книги символ для выражения ”Я хочу“ и приклеивает его на ”полоску для предложения“. На этой маленькой, с подкладкой из пластика полоске с липучкой можно разместить рядом 3–4 карточки. Затем обучающийся должен достать ”предложение “ из коммуникативной книги, обратиться с ним к своему коммуникативному партнеру или вручить ему. В конце 4 этапа в коммуникативной книге обучающегося содержится 25–50 небольших карточек, чтобы общаться с коммуникативными партнерами.
Начиная с 4 этапа кроме карточек ”PECS“, в Беларуси также возможно использование мобильного приложения ”Коммуникатор ДАР“. Приложение разработано программистами парка высоких технологий Республики Беларусь, при поддержке генерального партнера проекта – компании velcom и было презентовано 17 декабря 2015 года в здании национального аэропорта ”Минск“. Идея принадлежит международной благотворительной общественной организацией ”Дети. Аутизм. Родители“. Это приложение бесплатное для жителей Республики Беларусь, любой желающий может скачать его в Google play. Приложение использует альтернативный способ коммуникации на основе картинок, в результате чего даже неговорящие люди могут выразить свои желания, понять, чего от них ждут, развивать речь и успешно взаимодействовать с другими людьми.
На пятом этапе обучающийся должен отвечать на вопрос: ”Что ты хочешь?“. Целью является спонтанный выбор из множества вещей и, тем самым, ответ на вопрос: ”Чего бы ты хотел?“. Формулировка вопроса сопровождается указанием на соответствующую карточку: ”Я хочу“. Постепенно это вспомогательное движение выполняется отсрочено, затем и вовсе исчезает, и обучающийся реагирует только на вербальный раздражитель. Он также учится прикреплять на полоску для предложений карточку ”Я хочу“ и карточку желаемой вещи или действия и вручать полоску партнеру.
На шестом заключительном этапе речь идет об ответных и спонтанных комментариях. Обучающийся должен адекватно отвечать на заданные в случайном порядке вопросы: ”Что бы ты хотел?“, ”Что ты видишь?“, ”Что там у тебя?“. Внимание обращается не столько на требование вещи или деятельности, сколько на называние данного явления. Вначале партнер действует так же, как и на предыдущих этапах, задает вопрос. Например: ”Что ты видишь?“ и одновременно показывает на карточку ”Я вижу“. Постепенно визуальная опора исчезает.
Основные преимущества использования системы ”РЕСS“ в том, что коммуникацию можно осваивать шаг за шагом. Иногда выбор между несколькими вещами может оказаться таким же сложным, как и коммуникация с людьми. Это часто свойственно людям с аутизмом. Они выражают попытки общения с помощью некоординированных и многочисленных движений и применяют систему ”РЕСS“ для того, чтобы сделать свою коммуникацию понятной.
1. ”РЕСS“ – это метод, который позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.
2. С помощью ”РЕСS“ можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.
3. С помощью ”РЕСS“ общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.
Недостатки использования системы ”РЕСS“ связаны с основными проблемами использования картинок в поддерживающей коммуникации, а именно:
- ограниченное понимание картинок для людей с интеллектуальными
нарушениями;
- смешивание, неразличение содержания картинки с её функцией обозначения слова (значения, определяемого сопровождающим толкованием).
Таким образом, система ”РЕСS“ – это метод, который является важным функциональным навыком способности к общению, которому можно обучить с аутизмом дошкольного или школьного возраста с проблемами коммуникации.
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
План работы опорного учреждения образования для осуществления интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития на 2023/2024 учебный год
|
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
государственным
учреждением образования
«Детский сад №28 г. Орши» С.В. Казакевич
План работы опорного учреждения образования
для осуществления интегрированного обучения и воспитания детей
с особенностями психофизического развития
на 2023/2024 учебный год
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов специальных групп и групп интегрированного воспитания и обучения Оршанского района в вопросах создания образовательного пространства и организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с особенностями психофизического развития в условиях интеграции.
Направление работы |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственный |
I. Информационно-аналитическая деятельность |
1. Ознакомление педагогов с приказом управления образования Оршанского райисполкома «Об организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в 2023/2024 учебном году». |
сентябрь
|
Заведующий Казакевич С.В.
|
2. Изучение и актуализация банка нормативно правовой документации по организации интегрированного обучения и воспитания в учреждении образования. |
в течение года
|
Зам. зав. по о/д Мефодова Н.Н. |
|
3.Планирование работы опорного учреждения на 2023/2024 год. |
Сентябрь |
Заведующий Казакевич С.В. |
|
II.Организация образовательного процесса для детей с ОПФР |
1. Комплектование групп интегрированного обучения и воспитания, специальных групп, организация обучения по соответствующим образовательным программам с учетом рекомендаций ЦКРОиР. |
до 31.08
|
Заведующий Казакевич С.В.
|
2. Обеспечение воспитанников с ОПФР учебными пособиями. |
до 01.09 |
Заведующий Казакевич С.В. |
|
III. Организация психолого-педагогического сопровождения |
1. Организация психолого-педагогического сопровождения (приказ) |
до 01.09 |
Заведующий Казакевич С.В.
|
2. Работа группы психолого-педагогического сопровождения согласно плану, утверждённому на 2023/2024 учебный год. |
в течение года |
Участники группы психого-педагогического сопровождения |
|
3. Индивидуальное консультирование педагогических работников, законных представителей обучающихся с ОПФР. |
в течение года |
Учителя-дефектологи |
|
4. Обследование условий жизни и изучение микроклимата воспитанников с ОПФР в семьях. |
в течение года |
Педагог-психолог Кондратенко Е.А., воспитатели дошкольного образования |
|
5. Консультация «Формирование гражданско-патриотической культуры через игровую деятельность у детей с ОПФР» |
январь 2024 |
Педагог-психолог Кондратенко Е.А.
|
|
IV. Создание безбарьерной и адаптивной образовательной среды в учреждении |
1. Организация адаптивно-образовательной, коррекционно-развивающей среды в кабинетах учителей-дефектологов. |
до 31.08 |
Заведующий Казакевич С.В., учителя-дефектологи |
2. Систематизация оборудования для проведения занятий пункта коррекционно-педагогической помощи и для занятий с детьми с ОПФР. |
сентябрь |
Учителя-дефектологи |
|
3. Организация адаптивно-образовательной среды в группах для комфортного пребывания детей с ОПФР. |
в течение года |
Заведующий Казакевич С.В., воспитатели дошкольного образования |
|
V. Методические мероприятия для педагогов учреждения и района, реализующих образовательные программы специального образования |
1. Консультирование педагогов, реализующих образовательные программы специального образования (по запросам) - по учебному плану для детей с тяжёлыми нарушениями речи; - по учебному плану с нарушением психического развития (трудностями в обучении). |
в течение года |
Зам. зав. по о/д Мефодова Н.Н. |
2. Участие в работе районных методических объединений учителей-дефектологов. |
в течение года |
Учителя-дефектологи |
|
3.Реализация экспериментального проекта «Апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с ОПФР с учетом принципа инклюзивности» |
в течение года |
Зам. зав. по о/д Мефодова Н.Н., участники образовательного процесса детей с ОПФР |
|
4. Мозговой штурм «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОПФР» |
январь 2024 |
Зам. зав. по о/д Мефодова Н.Н., учителя-дефектологи |
|
6. Тренинг по профилактике эмоционального выгорания специалистов, осуществляющих работу с детьми с ОПФР |
апрель 2024 |
Педагог-психолог Кондратенко Е.А. |
|
7. Круглый стол «Мониторинг качества коррекционно-образовательного процесса за учебный год. Задачи и перспективы на 2024/2025 уч. год» |
июнь 2024 |
Участники образовательного процесса детей с ОПФР |
|
VI. Взаимодействие с законными представителями воспитанников |
1. Беседы, консультации с законными представителями детей с ОПФР (по запросам), посещение на дому (по мере необходимости). |
в течение года |
Зам. зав. по о/д Мефодова Н.Н., участники образовательного процесса детей с ОПФР |
2. Консультация «Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка» |
октябрь |
Учителя-дефектологи |
|
3. Пополнение материалами тематических папок «Работа с законными представителями» |
в течение года |
Учителя-дефектологи |
|
4. Круглый стол «О влиянии компьютерных игр на развитие коммуникативности детей с ОПФР» |
декабрь |
Учителя-дефектологи |
|
5. Участие совместно с детьми в спортивных мероприятиях и праздниках.
6. Открытый диалог с родителями «Что важно знать» |
в течение года
март 2024 |
Участники образовательного процесса детей с ОПФР Учителя-дефектологи
|
|
7. Анкетирование «Выявление уровня удовлетворенности образовательных запросов» |
май 2024 |
Зам. зав. по о/д Мефодова Н.Н. |
|
VII. Методическая и информационная поддержка образовательного процесса
|
1. Актуализация электронного банка «Нормативное правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания» |
сентябрь |
Заведующий Казакевич С.В. |
2. Пополнение фонда методических и наглядных материалов в учебных кабинетах |
в течение года |
Учителя-дефектологи
|
|
3. Обновление информационной стендовой наглядности |
в течение года |
Учителя-дефектологи
|
|
4. Пополнение актуальными материалами «Странички учителя-дефектолога» на сайте учреждения образования |
в течение года
|
Учителя-дефектологи
|
|
VIII. Работа по формированию инклюзивной культуры к лицам с ОПФР |
1. Освещение на сайте государственного учреждения образования вопросов специального образования, мероприятий |
в течение года
|
Зам. зав. по о/д Мефодова Н.Н., учителя-дефектологи |
2. Учебно-деловая игра «Урок толерантности» (в рамках международного Дня толерантности) |
16 ноября |
Зам. зав. по о/д Мефодова Н.Н. |
|
3. Благотворительная акция «Чудеса под елочкой» (подарки детям-инвалидам) |
декабрь |
Участники образовательного процесса детей с ОПФР |
|
4. Инклюзивное мероприятие «Колядки для самых маленьких» |
январь 2024 |
Музыкальный руководитель, воспитатели дошкольного образования |
|
5. Творческая мастерская «Подарок для любимой мамочки» |
март 2024 |
Участники образовательного процесса детей с ОПФР |
|
6. Тренинг «Мы разные, но мы равные» |
май 2024 |
Зам. зав. по о/д Мефодова Н.Н., участники образовательного процесса детей с ОПФР |
Нормативные документы
Нормативные документы
Международные документы
НПА Республики Беларусь
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ
С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов на принципы, цели, задачи, приоритетные направления и механизмы развития инклюзивного образования обучающихся с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.
Настоящая Концепция исходит из понимания инклюзивного образования как такой организации образовательного процесса, при которой все дети, вне зависимости от их особенностей (психофизических, культурных, социальных, языковых и т.д.), включены в общую образовательную систему и обучаются в учреждениях основного и дополнительного образования, учитывающих их особые образовательные потребности и оказывающих им необходимую поддержку.
Концепция исходит из признания исключительной роли образования как социального института в становлении личности, ее социализации, важности инклюзивного образования для формирования инклюзивного общества, в котором особенности каждого его члена рассматриваются как потенциал для развития, как априорная ценность, придающая обществу многообразие и способствующая его совершенствованию.
Международный опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению их индивидуальных потребностей в обучении. Идея расширения образовательного пространства, включения в него всех детей, вне зависимости от их способностей, возможностей, культурного и социального положения, становится все актуальнее. Система образования стремится создать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех обучающихся.
Инклюзивное образование рассматривается как закономерный процесс в развитии образования, базирующийся на признании того, что все дети могут обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними; как механизм обеспечения равных возможностей в получении образования для обучающихся с разными образовательными потребностями.
Для целей Концепции используются следующие основные понятия:
Адаптивная образовательная среда – система условий (архитектурная безбарьерная среда, индивидуальный учебный план, сопровождение (ассистирование), технологии и методы обучения, учебные средства и т.д.) и отношений (инклюзивная культура), создаваемая в учреждении образования, в максимальной степени учитывающая особые образовательные потребности обучающегося.
Группа психолого-педагогического сопровождения инклюзивного класса (группы) – форма взаимодействия специалистов учреждения образования, объединяющихся для определения условий адаптации образовательной среды с учетом особых образовательных потребностей обучающихся (разработка индивидуального учебного плана, определение направлений адаптации содержания учебных программ, консультирования педагогов, родителей и т.д.).
Индивидуальный учебный план – учебно-программный документ, устанавливающий особенности получения образования в учреждениях основного и дополнительного образования обучающимися с особыми образовательными потребностями (в том числе с особенностями психофизического развития) в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование – обучение и воспитание, при котором создаются условия для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся и обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития.
Инклюзивный класс (группа) – класс (группа), в котором обучающиеся, в том числе лица с особенностями психофизического развития, осваивают содержание образовательных программ основного и дополнительного образования в условиях адаптивной образовательной среды и с необходимым для успешного обучения психолого-педагогическим сопровождением.
Лицо с особенностями психофизического развития – лицо, имеющее физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и (или) препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий.
Лицо с особыми образовательными потребностями – лицо, нуждающееся в создании специальных условий, в том числе адаптивной образовательной среды, при освоении им образовательных программ.
Особые образовательные потребности – необходимость в специальных условиях, методах и дополнительных средствах образования, обусловленная особенностями (физическими, психическими, социальными, лингвистическими и т.д.) обучающегося.
Специальные условия – условия, обеспечивающие создание адаптивной образовательной среды, доступ к информационно-коммуникационным ресурсам, предоставление обучающимся с особыми образовательными потребностями, в том числе лицам с особенностями психофизического развития, педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, а также в случае необходимости – технических средств социальной реабилитации.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В международной практике инклюзивное образование организуется и развивается для обеспечения равных возможностей в получении образования обучающихся с разными образовательными потребностями: одаренных и талантливых детей; детей с нарушениями поведения, девиантным поведением; детей, представляющих национальные меньшинства и семьи мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детей, находящихся в социально опасном положении; детей с особенностями психофизического развития и др. Система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства. Все элементы этой системы взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всем обучающимся.
Настоящая Концепция направлена на создание целостной системы инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь. Выстраивание модели инклюзивного образования для данной обобщенной категории обучающихся обусловлено следующими факторами:
- значительным разнообразием и вариативностью образовательных потребностей лиц с особенностями психофизического развития;
- продолжительной практикой обучения и воспитания их в учреждениях специального образования, что может быть расценено как сегрегация, институциализация;
- наиболее остро выраженной потребностью в создании адаптивной образовательной среды для них в учреждениях образования;
- обучением значительной части лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам не основного, а специального образования.
Актуальность развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития обусловлена также готовящимся присоединением Республика Беларусь к Конвенции о правах инвалидов, принятой ООН в 2006 году, в которой провозглашена обязанность государств-участников Конвенции обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.
Выстраивание инклюзивного образования для лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь опирается на современное понимание целей и задач образования, актуальные представления об образовательных потребностях лиц с особенностями психофизического развития. Развитие инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь не исключает права выбора ими иных форм организации образовательного процесса и возможности получения образования в системе специального образования, т.е. в учреждениях специального образования, в учреждениях дошкольного и общего среднего образования при осуществлении в них интегрированного обучения и воспитания. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.
Инклюзивное образование лиц с особенностями психофизического развития может осуществляться при получении ими дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых.
Содержание образования лиц с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования основывается на содержании основного и дополнительного образования (а не специального, в отличие от интегрированного обучения и воспитания), при этом учитываются особые образовательные потребности обучающихся, осуществляется коррекционная работа, оказывается коррекционно-педагогическая помощь. В учреждении образования при необходимости на основе типового учебного плана соответствующего уровня основного или вида дополнительного образования составляется индивидуальный учебный план обучающегося с особенностями психофизического развития, адаптируется содержание учебных программ с учетом возможностей и образовательных потребностей разных категорий обучающихся (учитывается специфика обучающихся с особенностями психофизического развития, осуществляется дифференцированный подход к ним).
3. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ
РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Целью развития инклюзивного образования является обеспечение возможностей для получения образования всеми обучающимися, включая лиц с особенностями психофизического развития, в учреждениях основного и дополнительного образования.
Задачи, направленные на достижение поставленной цели:
разработка нормативного правового обеспечения инклюзивного образования;
осуществление научных исследований, экспериментальной и инновационной деятельности, затрагивающей разные аспекты инклюзивного образования;
создание системы научно-методического обеспечения инклюзивного образования;
создание адаптивной образовательной среды в учреждениях образования;
формирование толерантности у всех участников образовательного процесса;
формирование системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, направленной на обеспечение их готовности работать в условиях инклюзивного образования;
повышение роли и ответственности законных представителей обучающегося с особенностями психофизического развития в получении образования.
Инклюзивное образование основывается на следующих принципах:
системности – инклюзивное образование представляет собой системное явление в образовании, охватывает всю систему образования, применимо на всех уровнях и во всех видах образования;
комплексности – инклюзивное образование вызывает изменения во всем комплексе взаимоотношений в учреждении образования, предполагает согласованную деятельность специалистов;
доступности – инклюзивное образование требует адаптации образовательной среды для любой категории обучающихся, в том числе обучающихся с особенностями психофизического развития, учреждениях образования всех уровней основного образования, а также дополнительного образования;
вариативности и учета особых образовательных потребностей каждого обучающегося, в том числе с особенностями психофизического развития, – инклюзивное образование требует индивидуализации образовательного процесса;
толерантности – инклюзивное образование предполагает формирование отношений, основанных на понимании, принятии и уважении существующих различий, признании равных прав.
4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И МЕХАНИЗМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
4.1. Нормативное правовое обеспечение инклюзивного образования
Осуществление инклюзивного образования предполагает создание соответствующего нормативного правового обеспечения:
внесение изменений в Кодекс Республики Беларусь об образовании, нормативные правовые документы, регулирующие организацию образования лиц с особенностями психофизического развития;
разработку плана реализации Концепции;
разработку порядка организации и осуществления инклюзивного образования в учреждениях образования;
внесение изменений в штатное расписание учреждений образования и др.
4.2. Научно-методическое обеспечение инклюзивного образования
Для успешного осуществления инклюзивного образования необходимо проведение прикладных научных исследований, научно-исследовательских работ, выполнение экспериментальной и инновационной деятельности.
Научные исследования направлены на разработку методологических оснований инклюзивного образования, организационных и методических условий осуществления инклюзивного образования, научных подходов к отбору содержания образования по образовательным областям и учебным предметам, составлению индивидуальных учебных планов, определению характера и содержания коррекционных занятий, разработку дидактики инклюзивного образования, создание научно-методического обеспечения инклюзивного образования, выработку качественных и количественных индикаторов эффективности инклюзивности национальной системы образования.
Экспериментальная и инновационная деятельность направлена на апробацию и внедрение результатов научных исследований в сфере инклюзивного образования.
Структурные элементы научно-методического обеспечения образования по уровням основного образования могут объединяться в единые для разных категорий обучающихся учебно-методические комплексы. Содержательно учебные издания должны отвечать принципам разноуровневости, вариативности и коррекционной направленности.
4.3. Учреждения основного образования, осуществляющие инклюзивное образование
Инклюзивное образование в учреждениях основного образования реализуется при создании специальных условий, адаптивной образовательной среды. Для обеспечения качества образования всех обучающихся используются специальные педагогические методики, современные технологии, в том числе информационные коммуникационные, дистанционного обучения, проводится целенаправленная работа по формированию толерантности у всех участников образовательного процесса, в том числе законных представителей обучающихся.
Обучающимся с особенностями психофизического развития обеспечивается необходимая индивидуальная поддержка (физическая, эмоциональная, коммуникативная), создаются возможности для наиболее полного участия их в жизнедеятельности учреждения.
В штатные расписания учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование, могут быть введены дополнительные штатные единицы.
В случае успешного освоения лицом с особенностями психофизического развития образовательных программ основного образования ему выдается документ об образовании государственного образца, подтверждающий освоение лицом с особенностями психофизического развития содержания соответствующей образовательной программы.
4.3.1. Учреждения дошкольного и общего среднего образования.
В учреждениях дошкольного и общего среднего образования, осуществляющих инклюзивное образование, создаются инклюзивные группы, классы, имеющие меньшую наполняемость. Соотношение количества обучающихся с особенностями психофизического развития и обучающихся, не имеющих таких особенностей, должно обеспечивать баланс интересов обучающихся и не препятствовать успешному освоению ими образовательных программ основного образования.
Образовательный процесс для обучающихся с особенностями психофизического развития в инклюзивных группе, классе при необходимости осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом. В индивидуальный учебный план для обучающихся с особенностями психофизического развития включаются коррекционные занятия, содержание которых учитывает индивидуальные особенности и потребности каждого обучающегося.
В инклюзивных группе, классе в случае необходимости работают два педагогических работника, один из которых является специалистом в области инклюзивного или специального образования, а другой прошел повышение квалификации в области инклюзивного образования и овладел знаниями и умениями, необходимыми для работы с конкретной категорией обучающихся с особенностями психофизического развития.
Образовательный процесс в инклюзивных группе, классе поддерживается группой психолого-педагогического сопровождения.
Решение о придании учреждению дошкольного и общего среднего образования статуса инклюзивного учреждения образования принимается учредителем.
4.3.2. Учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования
Обучение лиц с особенностями психофизического развития в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования организуется в инклюзивных учебных группах; учебных группах, в которых образовательный процесс организован только для лиц с особенностями психофизического развития; индивидуально.
При осуществлении инклюзивного образования в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования создается адаптивная образовательная среда, в которой лица с особенностями психофизического развития могут освоить содержание соответствующих образовательных программ (профессионально-технического, среднего специального, высшего образования) с учетом особенностей их психофизического развития и при отсутствии медицинских противопоказаний к освоению и работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации.
В учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования обучающимся с особенностями психофизического развития оказывается психологическая, педагогическая (коррекционная), техническая помощь, создаются специальные отделения, центры профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития (далее – центры). На базе центров могут реализовываться экспериментальные и инновационные проекты, организуются консультирование и стажировка педагогических кадров, проводятся семинары по вопросам инклюзивного образования, профессионального обучения лиц с особенностями психофизического развития и др.
С целью создания благоприятных условий для профессионального обучения и включения в социум лиц с особенностями психофизического развития в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования организуется их психолого-педагогическое сопровождение.
4.4. Учреждения дополнительного образования, осуществляющие инклюзивное образование
При осуществлении инклюзивного образования в учреждениях дополнительного образования создается адаптивная образовательная среда.
Учреждениями дополнительного образования детей и молодежи широко используются возможности искусства, физкультуры и спорта, технического творчества и др. для вовлечения обучающихся с особенностями психофизического развития в образовательный процесс; проводится работа по формированию толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития, к активному взаимодействию привлекаются общественные объединения, законные представители обучающихся.
В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи может быть реализована индивидуальная программа дополнительного образования детей и молодежи, которая определяет особенности получения дополнительного образования детей и молодежи учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития.
При реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых, как в условиях учреждения образования, так и в условиях производства, может быть реализована индивидуальная программа дополнительного образования, определяющая особенности получения дополнительного образования взрослыми из числа лиц с особенностями психофизического развития.
В учреждениях дополнительного образования взрослых реализуются образовательные программы, направленные как на профессиональное развитие обучающихся из числа лиц с особенностями психофизического развития, так и совершенствование возможностей и способностей личности. Дополнительное образование взрослых из числа лиц с особенностями психофизического развития может быть формальным и неформальным. Реализация образовательных программ дополнительного образования взрослых может осуществлять учреждениями образования во взаимодействии с общественными организациями и объединениями.
4.5. Роль учреждений специального образования в реализации инклюзивного образования
В реализации инклюзивного образования обучающихся с особенностями психофизического развития принимают участие учреждения специального образования.
Педагогические коллективы учреждений специального образования проводят работу по формированию толерантного отношения к обучающимся с особенностями психофизического развития, демонстрируя на конкретных примерах возможности и достижения этих детей.
На базе учреждений специального образования создаются ресурсные центры, в которых концентрируются материальные, методические и иные ресурсы для работы с лицами с особенностями психофизического развития конкретной нозологической группы. Ресурсные центры способствуют повышению профессиональной компетентности педагогических работников учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование, привлечению законных представителей обучающихся к более активному участию в образовании своих детей:
проводят мастер-классы, семинары, круглые столы, в ходе которых делятся опытом построения образовательного процесса, формирования позитивных взаимоотношений с обучающимися с особенностями психофизического развития;
организуют консультативную работу с педагогическими работниками и законными представителями обучающихся в условиях инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития;
обеспечивают учреждения образования, осуществляющие инклюзивное образование, доступными информационными материалами, отдельными средствами обучения, необходимыми для организации эффективного образовательного процесса.
Государственные центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации проводят психолого-медико-педагогическое обследование лиц с особенностями психофизического развития, по результатам которого составляют заключение, содержащее рекомендации о виде образовательной программы, учреждения образования, в котором обучение будет наиболее благоприятным, создании специальных условий для получения инклюзивного образования. Уполномоченные педагогические работники доводят до сведения законных представителей все преимущества и риски, связанные с выбором образовательной программы и учреждения образования.
4.6. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров
Для обеспечения функционирования и развития инклюзивного образования создается многоуровневая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников.
Содержание образовательных программ подготовки будущих педагогов на уровнях среднего специального и I ступени высшего образования должно быть ориентировано на формирование академических, профессиональных и социально-личностных компетенций, обеспечивающих эффективную профессионально-педагогическую деятельность в условиях инклюзивного образования. Это предполагает обновление и углубление содержания социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин с позиций обеспечения формирования необходимых компетенций, а также повышение методической компетентности профессорско-преподавательского состава учреждений среднего специального и высшего образования, реализующих образовательные программы подготовки педагогов.
Подготовка кадров ведется как в направлении общей подготовки педагогических кадров нового типа, ориентированных на широкое понимание инклюзии, владеющих компетенцией обеспечения комплексного сопровождения всех обучающихся, в том числе и с особыми образовательными потребностями; так и специальной подготовки педагогических работников, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях инклюзивного образования.
На II ступени высшего образования (магистратура) реализуются образовательные программы по подготовке менеджеров и специалистов в сфере инклюзивного образования.
При реализации образовательных программ дополнительного образования педагогических работников реализуются вариативные учебные модули по педагогике и менеджменту инклюзивного образования, направленные на углубление и расширение профессиональных компетенций и дальнейшее личностно-профессиональное развитие педагогических и руководящих кадров.
С целью непрерывного совершенствования компетенций в области инклюзивного образования управленческих и педагогических кадров осуществляется методическое обеспечение их деятельности в межкурсовой период.
4.7. Участие, ответственность законных представителей.
Роль общественных объединений
Законные представители обучающихся с особенностями психофизического развития являются полноправными участниками образовательного процесса. Они выбирают из рекомендованных психолого-медико-педагогической комиссией государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации учреждение образования для своего ребенка с особенностями психофизического развития (учреждение специального образования; учреждение, в котором осуществляется интегрированное обучение и воспитание; учреждение, в котором осуществляется инклюзивное образование) и несут ответственность за принятие решения о выборе учреждения образования и образовательной программы.
При осуществлении инклюзивного образования значительно возрастает роль законных представителей обучающихся в успешном освоении образовательных программ, создании адаптивной образовательной среды, социализации обучающихся.
Общественные объединения, в том числе общественные объединения, представляющие интересы лиц с инвалидностью, могут оказывать учреждениям образования помощь в создании адаптивной образовательной среды, формировании толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития, позитивных социальных представлений и установок о возможностях людей с инвалидностью, адекватных социальных установок у обучающихся с особенностями психофизического развития и их законных представителей, нормально развивающихся сверстников, информируют об успешных практиках инклюзивного образования, взаимодействуют в реализации социальных проектов, касающихся инклюзивного образования.
Общественные объединения могут привлекаться к разработке научно-методического обеспечения инклюзивного образования, эффективных технологий и методик работы с обучающимися в условиях инклюзивного образования.
4.8. Финансирование развития инклюзивного образования
В целях успешной реализации инклюзивного образования осуществляется финансирование научных исследований, научно-методического обеспечения инклюзивного образования.
Осуществляется нормативное финансирование инклюзивного образования обучающихся с особенностями психофизического развития с применением коэффициента, учитывающего степень тяжести нарушения и, следовательно, необходимость разумных приспособлений, учитывающих индивидуальные образовательные потребности.
Разрабатываются эффективные механизмы оплаты труда педагогических работников учреждений инклюзивного образования. Вносятся изменения в типовые штаты и нормативы численности работников данных учреждений образования, предусматривается введение при необходимости дополнительных штатных единиц (учителя специального образования, учителя инклюзивного образования, педагога-психолога, педагога-ассистента, сурдопереводчика, сопровождающего обучающегося с особенностями психофизического развития, и т.п.).
Финансирование инклюзивного образования осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательств.
5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
На первом этапе реализации Концепции (2015 – 2017 гг.) осуществляются разработка нормативной правовой базы, научно-методического обеспечения, научные исследования, экспериментальная и инновационная деятельность, подготовка кадров, создание специальных условий и адаптивной образовательной среды в учреждениях образования. В 2015-2017 годах экспериментально апробируется модель инклюзивного образования в учреждении образования.
На втором этапе (2018 – 2020 годы) отдельные учреждения образования осуществляют инклюзивное образование. Продолжается разработка научных основ, научно-методического обеспечения инклюзивного образования, подготовка кадров для работы с обучающимися с разными образовательными потребностями, осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность.
На третьем этапе (2020 и последующие годы) происходит увеличение количества учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование. Продолжается работа по обозначенным выше направлениям.
6.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Реализация Концепции будет способствовать:
обеспечению равных прав в получении образования;
повышению качества образования и качества жизни всех обучающихся через раскрытие и развитие их духовно-нравственного потенциала, расширение возможностей социализации;
максимально возможному включению обучающихся с особенностями психофизического развития в образовательный процесс основного и дополнительного образования;
формированию толерантности в образовательной среде и социуме и посредством этого упрочению социальных отношений, основанных на партнерстве, уважении, принятии различий;
расширению и углублению профессиональной компетентности педагогических работников в полисубъектном образовательном пространстве;
разработке и внедрению инновационных технологий и методик, современных эффективных подходов к организации совместного образовательного процесса обычных детей и детей с особенностями психофизического развития;
повышению ответственности родителей за обучение и воспитание детей путем их активного вовлечения и партнерства;
обеспечению архитектурной доступности учреждений образования.
Инклюзивное дошкольное образование
Инклюзивное дошкольное образование
Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера. Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в учреждении дошкольного образования здоровых детей и детей с особенными потребностями. В этой статье освещены ответы на самые часто задаваемые вопросы, затрагивающие инклюзивное дошкольное образование.
На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?
На территории Республики Беларусь общие положения о специальном образовании, об интегрированном обучении детей закреплены в Кодексе Республики Беларусь об образовании.
Специальное образование направлено на подготовку лиц с особенностями психофизического развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество. Статья 262, п.1. При организации интегрированного обучения и воспитания образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания. Группа интегрированного обучения и воспитания – группа, в которой получают образование лица с особенностями психофизического развития и лица, не относящиеся к лицам с особенностями психофизического развития. Статья 273, п.9.
На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека. Основные принципы, на которых основывается дошкольное образование инклюзивного характера во всём мире, закреплены в Саламанской декларации от 1994 года. Практически во всех крупных городах Республики Беларусь имеются образовательные учреждения инклюзивной направленности.
Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?
Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все. Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.
Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?
Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения. Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.
Что необходимо для того, чтобы ребёнка с особыми потребностями приняли в образовательное учреждение?
Родителям особенного ребёнка достаточно предоставить заявление, подписанное одним из родителей, медицинскую справку о состоянии здоровья, заключение медико-педагогической комиссии и направление в учреждение дошкольного образования.
Источники:
1.Кодекс Республики Беларусь об образовании: с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 13 янв.2011 с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 14 января 2022 г. №154-З
Правила общения с особыми людьми
Правила общения с особыми людьми
ОБЩИЕ ПРАВИЛА
1. Не следует ни словом, ни поведением демонстрировать человеку с ограничениями его необычность. Возможно, его способность передвигаться, говорить или жестикулировать является результатом значительных и длительных усилий.
2. При знакомстве с человеком с ограничениями вполне естественно пожать ему руку и обращаться к нему в дальнейшем как ко взрослому человеку.
3. Не следует задавать вопросы по поводу имеющихся у человека ограничений, за исключением случаев, когда он сам желает рассказать свою историю. Если такие вопросы заданы, то надо быть готовым слушать человека с ограничениями очень тактично, не перебивать и не расспрашивать о подробностях, воспоминания о которых, возможно, ему неприятны и тяжелы.
4. Следует быть терпеливым в разговоре с человеком с ограничениями, особенно с испытывающим трудности в общении. Не надо его торопить, пытаться закончить вместо него фразу или поправлять.
5. Во время разговора с человеком с ограничениями следует обращаться непосредственно к нему, даже если при этом присутствует сопровождающий или сурдопереводчик.
6. Предлагая помощь человеку с ограничениями (при разговоре, передвижении и др.), следует убедиться в согласии на ее оказание и действовать так, как будет подсказано человеком с ограничениями. Этично предложить помощь, но неэтично ее навязывать.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ
С ОГРАНИЧЕНИЯМИ В ПЕРЕДВИЖЕНИИ
1. Необходимо помнить, что инвалидная коляска - личное пространство человека. Недопустимо облокачиваться на нее, толкать и катить без согласия хозяина.
2. Следует помнить, что инвалидная коляска - один из способов передвижения человека с ограничениями, позволяющих ему экономить силы, передвигаться быстрее и свободнее.
3. При разговоре с человеком, пользующимся инвалидной коляской или другими вспомогательными средствами передвижения, желательно расположиться на одном уровне с ним и избегать ситуаций, когда человек с ограничениями испытывает неудобство, дискомфорт или неловкость.
4. Следует учитывать, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1. До начала общения необходимо назвать себя и представить других собеседников. Следует избегать ситуации, когда незрячий человек вынужден «говорить в пустоту».
2. При общении с группой незрячих или слабовидящих людей следует каждый раз называть того, к кому обращаются.
3. Нет необходимости усаживать человека с ограничениями по зрению, достаточно предложить ему присесть, положив его руку на спинку стула, кресла или подлокотник. В то же время не следует тянуть руку слабовидящего человека к предмету в ответ на просьбу помочь взять этот предмет.
4. Сопровождая человека с нарушениями зрения, не следует без предупреждения оставлять его в незнакомом месте даже на короткое время и создавать для него тем самым обстановку тревоги или растерянности. При этом гиперопека в отношении такого взрослого человека тоже нежелательна. Человек с ограничениями по зрению так же, как и любой
другой человек в новом обществе, хочет произвести хорошее впечатление на окружающих и не оказаться в униженном положении.
5. При ознакомлении человека с нарушениями зрения с какими-либо документами или важным письмом их чтение нельзя заменять пересказом и умалчивать о правовых последствиях подписания данных документов.
6. При общении не следует избегать слова «смотреть», оно для незрячего
человека часто означает «видеть руками», «осязать».
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
1. Разговаривая с человеком, имеющим нарушение слуха, целесообразно смотреть на собеседника, обмениваться с ним взглядами, не закрывая и не затемняя свое лицо.
2. Лучше говорить четко, ясно и ровно, чем повышать голос. Барьерами понимания речи могут быть: нахождение в многолюдном помещении, уличный шум, яркое солнце или тень. Желательно говорить простыми фразами и избегать несущественных слов.
3. При сообщении важной информации в виде цифр, дат, адресов и т.д. лучше ее написать.
4. Следует обращать внимание на то, понятна ли речь для человека с нарушением слуха. Вопрос о том, все ли понятно собеседнику, не будет лишним. В ответ на просьбу повторить что-то можно попробовать перефразировать свои слова и использовать жесты, не меняя при этом сути
сказанного.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С ЗАТРУДНЕНИЯМИ В РЕЧИ
1. Не следует думать, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека.
2. Ведя разговор с человеком, испытывающим затруднения в речи, не следует его перебивать, торопить или пытаться высказаться вместо него. Начинать говорить самому следует лишь тогда, когда такой человек закончит свою мысль.
3. Нельзя притворяться, что мысль или отдельная фраза, сказанная чело веком с ограничениями в речи, понятна, если это не так.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
1. Не следует говорить свысока и заранее предполагать непонимание. Говорить нужно доступным языком, точно и по делу. Взрослый человек с особенностями в развитии имеет такой же жизненный опыт, как и другие люди.
2. При первых неудачах в общении не следует сдаваться и тем более сердиться, лучше начать сначала и воспользоваться при объяснении фотографиями, картинками или другими вспомогательными материалами.
3. В разговоре не надо торопиться, целесообразно вести его поэтапно и избегать лишней информации, затрудняющей понимание главного. В такой беседе, как правило, неуместны штампы, образные выражения, сложные или иностранные термины.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ СЛЮДЬМИ C НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИКИ
1. Люди с нарушениями психики не обязательно нуждаются в дополнительной помощи или специальном обращении. У них есть свой особый и изменчивый взгляд на мир.
2. Недопустимо делать о таких людях преждевременные выводы на основании опыта общения с людьми, имеющими похожие ограничения.
3. Эмоциональные расстройства у человека с нарушениями психики не означают наличие у него проблем в понимании других людей или снижение уровня интеллекта.
4. Дружелюбное обращение с человеком с нарушениями психики помогает ему оставаться спокойным и расположенным к общению.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА
1. Не следует ни словом, ни поведением демонстрировать человеку с ограничениями его необычность. Возможно, его способность передвигаться, говорить или жестикулировать является результатом значительных и длительных усилий.
2. При знакомстве с человеком с ограничениями вполне естественно пожать ему руку и обращаться к нему в дальнейшем как ко взрослому человеку.
3. Не следует задавать вопросы по поводу имеющихся у человека ограничений, за исключением случаев, когда он сам желает рассказать свою историю. Если такие вопросы заданы, то надо быть готовым слушать человека с ограничениями очень тактично, не перебивать и не расспрашивать о подробностях, воспоминания о которых, возможно, ему неприятны и тяжелы.
4. Следует быть терпеливым в разговоре с человеком с ограничениями, особенно с испытывающим трудности в общении. Не надо его торопить, пытаться закончить вместо него фразу или поправлять.
5. Во время разговора с человеком с ограничениями следует обращаться непосредственно к нему, даже если при этом присутствует сопровождающий или сурдопереводчик.
6. Предлагая помощь человеку с ограничениями (при разговоре, передвижении и др.), следует убедиться в согласии на ее оказание и действовать так, как будет подсказано человеком с ограничениями. Этично предложить помощь, но неэтично ее навязывать.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ
С ОГРАНИЧЕНИЯМИ В ПЕРЕДВИЖЕНИИ
1. Необходимо помнить, что инвалидная коляска - личное пространство человека. Недопустимо облокачиваться на нее, толкать и катить без согласия хозяина.
2. Следует помнить, что инвалидная коляска - один из способов передвижения человека с ограничениями, позволяющих ему экономить силы, передвигаться быстрее и свободнее.
3. При разговоре с человеком, пользующимся инвалидной коляской или другими вспомогательными средствами передвижения, желательно расположиться на одном уровне с ним и избегать ситуаций, когда человек с ограничениями испытывает неудобство, дискомфорт или неловкость.
4. Следует учитывать, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1. До начала общения необходимо назвать себя и представить других собеседников. Следует избегать ситуации, когда незрячий человек вынужден «говорить в пустоту».
2. При общении с группой незрячих или слабовидящих людей следует каждый раз называть того, к кому обращаются.
3. Нет необходимости усаживать человека с ограничениями по зрению, достаточно предложить ему присесть, положив его руку на спинку стула, кресла или подлокотник. В то же время не следует тянуть руку слабовидящего человека к предмету в ответ на просьбу помочь взять этот предмет.
4. Сопровождая человека с нарушениями зрения, не следует без предупреждения оставлять его в незнакомом месте даже на короткое время и создавать для него тем самым обстановку тревоги или растерянности. При этом гиперопека в отношении такого взрослого человека тоже нежелательна. Человек с ограничениями по зрению так же, как и любой
другой человек в новом обществе, хочет произвести хорошее впечатление на окружающих и не оказаться в униженном положении.
5. При ознакомлении человека с нарушениями зрения с какими-либо документами или важным письмом их чтение нельзя заменять пересказом и умалчивать о правовых последствиях подписания данных документов.
6. При общении не следует избегать слова «смотреть», оно для незрячего
человека часто означает «видеть руками», «осязать».
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
1. Разговаривая с человеком, имеющим нарушение слуха, целесообразно смотреть на собеседника, обмениваться с ним взглядами, не закрывая и не затемняя свое лицо.
2. Лучше говорить четко, ясно и ровно, чем повышать голос. Барьерами понимания речи могут быть: нахождение в многолюдном помещении, уличный шум, яркое солнце или тень. Желательно говорить простыми фразами и избегать несущественных слов.
3. При сообщении важной информации в виде цифр, дат, адресов и т.д. лучше ее написать.
4. Следует обращать внимание на то, понятна ли речь для человека с нарушением слуха. Вопрос о том, все ли понятно собеседнику, не будет лишним. В ответ на просьбу повторить что-то можно попробовать перефразировать свои слова и использовать жесты, не меняя при этом сути
сказанного.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С ЗАТРУДНЕНИЯМИ В РЕЧИ
1. Не следует думать, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека.
2. Ведя разговор с человеком, испытывающим затруднения в речи, не следует его перебивать, торопить или пытаться высказаться вместо него. Начинать говорить самому следует лишь тогда, когда такой человек закончит свою мысль.
3. Нельзя притворяться, что мысль или отдельная фраза, сказанная чело веком с ограничениями в речи, понятна, если это не так.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
1. Не следует говорить свысока и заранее предполагать непонимание. Говорить нужно доступным языком, точно и по делу. Взрослый человек с особенностями в развитии имеет такой же жизненный опыт, как и другие люди.
2. При первых неудачах в общении не следует сдаваться и тем более сердиться, лучше начать сначала и воспользоваться при объяснении фотографиями, картинками или другими вспомогательными материалами.
3. В разговоре не надо торопиться, целесообразно вести его поэтапно и избегать лишней информации, затрудняющей понимание главного. В такой беседе, как правило, неуместны штампы, образные выражения, сложные или иностранные термины.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ СЛЮДЬМИ C НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИКИ
1. Люди с нарушениями психики не обязательно нуждаются в дополнительной помощи или специальном обращении. У них есть свой особый и изменчивый взгляд на мир.
2. Недопустимо делать о таких людях преждевременные выводы на основании опыта общения с людьми, имеющими похожие ограничения.
3. Эмоциональные расстройства у человека с нарушениями психики не означают наличие у него проблем в понимании других людей или снижение уровня интеллекта.
4. Дружелюбное обращение с человеком с нарушениями психики помогает ему оставаться спокойным и расположенным к общению.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА
1. Не следует ни словом, ни поведением демонстрировать человеку с ограничениями его необычность. Возможно, его способность передвигаться, говорить или жестикулировать является результатом значительных и длительных усилий.
2. При знакомстве с человеком с ограничениями вполне естественно пожать ему руку и обращаться к нему в дальнейшем как ко взрослому человеку.
3. Не следует задавать вопросы по поводу имеющихся у человека ограничений, за исключением случаев, когда он сам желает рассказать свою историю. Если такие вопросы заданы, то надо быть готовым слушать человека с ограничениями очень тактично, не перебивать и не расспрашивать о подробностях, воспоминания о которых, возможно, ему неприятны и тяжелы.
4. Следует быть терпеливым в разговоре с человеком с ограничениями, особенно с испытывающим трудности в общении. Не надо его торопить, пытаться закончить вместо него фразу или поправлять.
5. Во время разговора с человеком с ограничениями следует обращаться непосредственно к нему, даже если при этом присутствует сопровождающий или сурдопереводчик.
6. Предлагая помощь человеку с ограничениями (при разговоре, передвижении и др.), следует убедиться в согласии на ее оказание и действовать так, как будет подсказано человеком с ограничениями. Этично предложить помощь, но неэтично ее навязывать.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ
С ОГРАНИЧЕНИЯМИ В ПЕРЕДВИЖЕНИИ
1. Необходимо помнить, что инвалидная коляска - личное пространство человека. Недопустимо облокачиваться на нее, толкать и катить без согласия хозяина.
2. Следует помнить, что инвалидная коляска - один из способов передвижения человека с ограничениями, позволяющих ему экономить силы, передвигаться быстрее и свободнее.
3. При разговоре с человеком, пользующимся инвалидной коляской или другими вспомогательными средствами передвижения, желательно расположиться на одном уровне с ним и избегать ситуаций, когда человек с ограничениями испытывает неудобство, дискомфорт или неловкость.
4. Следует учитывать, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1. До начала общения необходимо назвать себя и представить других собеседников. Следует избегать ситуации, когда незрячий человек вынужден «говорить в пустоту».
2. При общении с группой незрячих или слабовидящих людей следует каждый раз называть того, к кому обращаются.
3. Нет необходимости усаживать человека с ограничениями по зрению, достаточно предложить ему присесть, положив его руку на спинку стула, кресла или подлокотник. В то же время не следует тянуть руку слабовидящего человека к предмету в ответ на просьбу помочь взять этот предмет.
4. Сопровождая человека с нарушениями зрения, не следует без предупреждения оставлять его в незнакомом месте даже на короткое время и создавать для него тем самым обстановку тревоги или растерянности. При этом гиперопека в отношении такого взрослого человека тоже нежелательна. Человек с ограничениями по зрению так же, как и любой
другой человек в новом обществе, хочет произвести хорошее впечатление на окружающих и не оказаться в униженном положении.
5. При ознакомлении человека с нарушениями зрения с какими-либо документами или важным письмом их чтение нельзя заменять пересказом и умалчивать о правовых последствиях подписания данных документов.
6. При общении не следует избегать слова «смотреть», оно для незрячего
человека часто означает «видеть руками», «осязать».
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
1. Разговаривая с человеком, имеющим нарушение слуха, целесообразно смотреть на собеседника, обмениваться с ним взглядами, не закрывая и не затемняя свое лицо.
2. Лучше говорить четко, ясно и ровно, чем повышать голос. Барьерами понимания речи могут быть: нахождение в многолюдном помещении, уличный шум, яркое солнце или тень. Желательно говорить простыми фразами и избегать несущественных слов.
3. При сообщении важной информации в виде цифр, дат, адресов и т.д. лучше ее написать.
4. Следует обращать внимание на то, понятна ли речь для человека с нарушением слуха. Вопрос о том, все ли понятно собеседнику, не будет лишним. В ответ на просьбу повторить что-то можно попробовать перефразировать свои слова и использовать жесты, не меняя при этом сути
сказанного.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С ЗАТРУДНЕНИЯМИ В РЕЧИ
1. Не следует думать, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека.
2. Ведя разговор с человеком, испытывающим затруднения в речи, не следует его перебивать, торопить или пытаться высказаться вместо него. Начинать говорить самому следует лишь тогда, когда такой человек закончит свою мысль.
3. Нельзя притворяться, что мысль или отдельная фраза, сказанная чело веком с ограничениями в речи, понятна, если это не так.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
1. Не следует говорить свысока и заранее предполагать непонимание. Говорить нужно доступным языком, точно и по делу. Взрослый человек с особенностями в развитии имеет такой же жизненный опыт, как и другие люди.
2. При первых неудачах в общении не следует сдаваться и тем более сердиться, лучше начать сначала и воспользоваться при объяснении фотографиями, картинками или другими вспомогательными материалами.
3. В разговоре не надо торопиться, целесообразно вести его поэтапно и избегать лишней информации, затрудняющей понимание главного. В такой беседе, как правило, неуместны штампы, образные выражения, сложные или иностранные термины.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ СЛЮДЬМИ C НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИКИ
1. Люди с нарушениями психики не обязательно нуждаются в дополнительной помощи или специальном обращении. У них есть свой особый и изменчивый взгляд на мир.
2. Недопустимо делать о таких людях преждевременные выводы на основании опыта общения с людьми, имеющими похожие ограничения.
3. Эмоциональные расстройства у человека с нарушениями психики не означают наличие у него проблем в понимании других людей или снижение уровня интеллекта.
4. Дружелюбное обращение с человеком с нарушениями психики помогает ему оставаться спокойным и расположенным к общению.
Международный день борьбы за права инвалидов
Международный день
борьбы за права инвалидов
Ежегодно 5 мая отмечается Международный день борьбы за права инвалидов. Целью мероприятия является привлечение внимания сообщества и властей к проблемам, связанным с защитой прав людей с ограниченными возможностями. В любом государстве необходимо создавать все возможные условия не только для жизни, но и развития, адаптации данной категории граждан. Инвалиды должны иметь равные права со всеми членами общества.
5 мая 1992 года 17 европейских стран провели первый общеевропейский день борьбы за соблюдение прав инвалидов и исключение случаев дискриминации людей с физическими, психическими или сенсорными ограничениями.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения, более 1 миллиарда людей (а это почти 15 % мирового населения) имеют какую-либо форму инвалидности. Более 100 миллионов инвалидов – дети.
13 декабря 2006 года ООН была принята Конвенция о правах инвалидов, которая призвала наделить людей с ограниченными возможностями равными правами в обществе. Документ вступил в силу 3 мая 2008 года после ратификации его 50 государствами. Конвенция направлена на обеспечение полного участия лиц с ограниченными возможностями в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества.
Среди основополагающих принципов нормативного акта – уважение человеческого достоинства и независимости, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор; вовлечение людей с ограниченными возможностями в жизнь общества; равенство возможностей; равенство мужчин и женщин; уважение способностей детей-инвалидов и их права сохранять свою индивидуальность.
В Международный день борьбы за права инвалидов во многих городах проводятся акции, конференции и митинги с целью отстаивания права данной категории граждан быть полноценными членами общества.